
Американо-турецкие отношения пребывают в глубоком многолетнем кризисе. Руководство США слишком надменно и стереотипно, власти Анкары слишком своенравны и вспыльчивы. Особенно после провала путча 2016 года – чей официально объявленный организатор по-прежнему проживает в США.
Самостоятельность Турции создаёт нарастающие проблемы для лидера НАТО и всего западного сообщества. Даже для эпохи MAGA-отхода от глобального доминирования, под классические причитания: «Вы тут давайте, того… не безобразничайте, а?»
Турция имеет собственные интересы не только лишь в собственном регионе. Её военные базы в Катаре и Ираке по численности персонала уже превзошли базы американские. Её влияние в Cеверной Сирии особенно рельефно по сравнению с беззубыми патрулями некогда грозной U.S. Army. Её вмешательство в ливийский конфликт (порождённый авантюрой США!) стало опорой для правительства в Триполи и вызвало новые трещины на фасаде «единого» НАТО. Что происходит с фундаментальными ценностями «сильнейшего альянса в истории», лучше и не спрашивать.
При этом Турция сохраняет взаимовыгодные контакты и заключает разноплановые контракты с Россией. Радикально выбиваясь из нестройных рядов санкционных вассалов. Если туристический all-inclusive или продовольственные поставки США могут милостиво соизволить, то стратегическое взаимодействие пытаются запретить. Упорно и безуспешно:
«Турецкий» поток стал свершившимся инфраструктурным фактом и каналом выхода «Газпрома» на углеводородный рынок Южной Европы.
АЭС «Аккую» строится «Росатомом», турецкие специалисты обучаются в РФ.
Оба проекта вызывают зубовный скрежет всех политиков США, на третий реакция гораздо острее.
Приобретённые у России дальнобойные ЗРК С-400 приняты на вооружение турецкой армии. Четыре дивизиона (32 пусковые установки, единовременный залп по 128 целям) обошлись в 2.5 млрд. $ с бонусом вашингтонской истерики. В июне 2020 достигнута принципиальная договорённость о покупке Турцией ещё четырёх дивизионов С-400.
Американские угрозы «Не сметь импортировать такое оружие из России!» и посулы «Покупайте лучшее, то есть наше!» оказались неэффективны. Ввиду дефицита действенных кнутов и пряников. Три года – достаточный срок для вразумления-наказания-поощрения важного союзника. О покупке С-400 стало известно ещё в апреле 2017. Высокотехнологичное оружие, несовместимое со стандартами НАТО, принято на баланс второй по силе армии НАТО.
Готовой воевать с соседней Грецией и гоняющей французские фрегаты по Средиземному морю. Не потому ли американский флот благоразумно не приближается к берегам Турции, Ливии, да и Сирии?
Определённой вершиной заокеанского антизенитного давления на Анкару стало отлучение от программы F-35. По сути Турции отказались продавать сырую стелс-недоделку по баснословной цене. То есть попытались отхлестать вассала мягким пряником. Оставив его авансовый платёж в полмиллиарда долларов в своём активе исключительной наглости.
К лету с.г. тупик деградации американо-турецких отношений попытались преодолеть в Сенате США. Там появился законопроект о выкупе у Анкары российских С-400 за счёт бюджета Пентагона!
С одной стороны, американские законодатели осознают провал на турецком направлении и предлагают альтернативу пустым угрозам и обещаниям.
С другой стороны, С-400 отличается от мешка картофеля на захолустном базаре. Такие оружейные системы запрещено продавать без сертификата конечного пользователя. Особенно если внезапно-самозванный пользователь склонен к афёрам и кровопролитию.
Сначала Турция должна гарантировать США, что больше не будет покупать оружие у России и Китая – и только потом сможет вывезти свое ценнейшее приобретение в США. Наградой станут уже оплаченные Анкарой шесть самолётов F-35. А также ожидание транша за ЗРК и надежда на дырявый купол из «Патриотов». А также крах регионального имиджа и самостоятельности во внешней политике. И как следствие – дестабилизация внутренней обстановки на фоне пагубных коронакризисных проявлений.
Сенатская идея выкупа оружейной проблемы у союзника сродни путчу 2016 года как минимум сходством целей для удара.
ПОДЕЛИТЬСЯ: