
10 февраля 2019 года, в будничной обстановке пусть и выходного дня, строительство газопровода «Северный поток-2» было выполнено на 50 % и спокойно продолжилось. Без выходных и праздников. Трубоукладочные работы на Балтике стартовали 6 октября прошлого года, причём посредством всего двух специализированных судов. Третье и наиболее мощное присоединилось к сооружению Nord Stream 2 только в конце декабря.
Очевидно, что проект выполняется со значительным опережением графика и может быть завершён уже летом 2019. Все споры о дозволении второго «Северного потока» сродни сомнениям в существовании Крымского моста. Даже подлинный датский затор на пути Nord Stream 2 выглядит забавным. При общей длине балтийской «трубы» в 1.224 км для обхода датских территориальных вод уже заказано… 20 километров дополнительных секций.
Столь же ироничны жаркие споры о реализации трубопровода во многих европейских столицах. Потому что строится не только второй «Северный поток», но и связанные с ним газопроводы внутри ЕС – в ФРГ, Австрии и Чехии!
Потому что американские санкционные угрозы только ускорили реализацию этих проектов и даже газовая диверсификация позитивно отразилась на сбыте российского СПГ в страны Евросоюза и в сами США.
Потому что декларативными заклинаниями трудно что-либо запретить или разрешить, особенно вне пределов собственной юрисдикции и других объективных возможностей.
Тем не менее, представительные делегации сразу четырёх стран одновременно вступили в жаркие дебаты, обозначили личную принципиальность и достигли значительных результатов.
Два государства «…договорились усилить сотрудничество и координацию в деле противодействия проекту “Северный поток-2’’». Вынеся саботаж на первое место и задвинув «взаимную активизацию трансграничного, экономического и инвестиционного партнёрства» на задворки желаемого.
Два других государства «…пришли к соглашению по энергетическим проблемам и их регулированию благодаря тесной совместной работе.…Теперь все ключевые решения при реализации трубопроводов в ЕС извне принимает страна, где находится конечный пункт приёма ресурсов…»
Первую пару стран составляют Украина и Польша – активно сражающиеся со всеми газопроводами из России в ЕС, кои минуют территорию Польши и Украины. С неизменным провалом запретных планов, будь то по обоим «Северным» или «Турецкому» потокам.
Вторая пара состоит из лидеров ЕС – Франции и Германии. Сумевших менее чем за сутки договориться об использовании номерных энергопакетов ЕС к собственной выгоде. Не удосужившись даже ознакомить со своими доводами и компромиссом восточных соседей – полноправных членов ЕС и конституционно туда стремящихся.
Две пары сторонников и противников Nord Stream 2 прекрасно иллюстрируют европейское единство и реалистичность государственной деятельности.
Германия подтвердила свою роль континентального газового хаба с неизбежным усилением экономического могущества в ЕС. Квинтэссенцией немецкой позиции относительно обоих Nord Stream стало заявление министра экономики П. Альтмайера:
«Эти газопроводы важны для энергобезопасности ФРГ… мы поддерживаем торговые отношения так, как считаем нужным и шантажировать себя не позволим… за 40 лет покупок российского газа Германия имеет исключительно положительный опыт…»
За время работы и строительства «Северных потоков» немецкий газовый импорт из РФ вырос с 39 по 55 млрд. м3 в год.
Франция начала подготовку к денуклеаризации своей энергетики. Чуть ли ни единственной точкой соприкосновения команды Э. Макрона, политической оппозиции и бунтующих «жёлтых жилетов» является отказ от АЭС – и вместе с ними от 75 % генерирующих мощностей!
При всём богатстве «зелёных» выборов альтернативы голубому топливу пока что нет.
За время работы и строительства «Северных потоков» французский газовый импорт из РФ вырос с 9 до 13 млрд. м3 в год. Среднесрочные потребности Пятой республики в российских углеводородах и договорённость с ФРГ способствуют расположению конечных точек следующего Nord Stream уже во Франции.
Польша продолжает стращать «Газпром» завершением долгосрочного контракта (действует до 2022 года), прокладкой своего трубопровода через Данию в Норвегию, модернизацией СПГ-терминала и другим терминальным блефом. Отказ Варшавы от расширения идущего через Польшу газопровода «Ямал» так и не удалось распространить на другие инфраструктурные объекты. Добиться ценовых преференций за стойкую антироссийскую позицию в политике и энергетике – тем паче.
За время работы и строительства «Северных потоков» польский газовый импорт из РФ стабилен, вопреки запуску альтернативных порталов, интерконнекторов и прочей бутафории. Он составляет 8-10 млрд. м3 в год.
Украинские власти с маниакальным усердием добиваются превращения своей ГТС в груду металлолома, а газовых тарифов – в неподъёмную ношу для предприятий и населения. Отказ от российского газа в пользу грабительского реверса до сих пор является уникальным прецедентом для Старого Света. Потребление газа на Украине за девять лет снизилось вдвое – с 60 до 32 млрд. м3.
Во всех без исключения европейских странах тенденция диаметрально противоположная. Как и результаты реформ коррупционной команды реверсных проходимцев противоположны майданным ожиданиям.
ПОДЕЛИТЬСЯ: