
Президент Сербии совершил экстренный визит в Москву с жалобой на поведение косовских сепаратистов. Вынужденное соседство Сербии и самопровозглашённого Косово стало геополитической реальностью десять лет назад. Дня не проходит без болезненных ударов как минимум по славянскому самолюбию – нокаутирующий удар по суверенитету нанесён ещё в 90-х годах прошлого века и в 2008 году.
В октябре 2018 десант косовских спецназовцев проник на водохранилище Газиводе и обеспечил водную прогулку своему президенту в непосредственной близости от стратегически важных электростанций и под протокольную видеосъёмку. Натовские силы KFOR (региональные гаранты безопасности) привычно не заметили албанской провокации.
Последние несколько лет между Сербией и Косово идёт дипломатический диалог, вопреки всем воинственным заявлениям и силовым выпадам. В успешности переговоров больше заинтересован Белград. Сербские политики стремятся к вступлению в Евросоюз, для чего необходимо уладить территориальные проблемы. Де-факто признание Косово в белградских коридорах власти уже состоялось – вопрос в красочной обертке для собственного электората, наивно требующего «Косово – это Сербия!»
Лидирует концепция обмена территориями между Косово и Сербией, в соответствии с преобладающим населением. Автономно-самостийный край может отдать четыре северных района с центром в Митровице, которые и так не контролирует. Взамен на Прешовскую долину Сербии – которую Белград вполне контролирует.
Вспышка возмущения сербских политиков связана с демонстративным оскорблением со стороны албанских коллег. Территории водохранилища Газиводе, ТЭС в г. Обилич и горнодобывающего комплекса «Трепча» населены сербами и под албанские аппетиты в любом случае не подпадают. Дерзкий вояж косовского президента в сопровождении полусотни спецназовцев похож на нарушение конвенции сыновьями лейтенанта Шмидта – т.е. на политический балаган.
Белград отреагировал приведением армии в боеготовность (когда албанская делегация благополучно покинула сербские районы Косово) и просьбой о помощи к России. При этом сербская армия в десятки раз превосходит по всем боевым компонентам косовские легковооружённые (по сути – бандитские) формирования. Очень удачно в те же дни состоялись учения сербских ВВС и ВКС РФ, сопровождавшиеся льготной продажей Сербии нескольких модернизированных истребителей и вертолётов из российских запасов.
В конце мая нынешнего года Россию посетил премьер-министр Болгарии и тоже просил помощи. Не военно-политической, но энергетической и по возможности финансовой. София принесла извинения за срыв газопровода «Южный поток». Выразила готовность интегрироваться с «Турецким потоком», вкладывая в интеграцию только витиеватые сожаления. Президент и премьер-министр страны поблагодарили РФ в следующих выражениях:
«Мы рады, что Россия не держит зла, старший брат всегда прощает…»
Ещё четыре месяца назад на подобную «радость» был дан ответ Президентом Российской Федерации:
«Смущают разговоры – кто старший, кто младший, потому что старшего всегда побуждают заплатить… российские потери от отмены «Южного потока» составили 0.8 млрд. $, не говоря об упущенной болгарской выгоде…»
Следует помнить, что просьбы о «помощи к старшему брату» сербские и болгарские власти озвучивают с позиции откровенного эгоизма. И прекрасно сочетают братские воззвания с собственной выгодой, но это полбеды.
Выгоду извлекают из торговли смертью, вот в чём проблема.
Только за четыре последних года сербские и болгарские оружейные заводы отправили заказчикам из США, Саудовской Аравии и ОАЭ милитаристских поставок на несколько миллиардов долларов. Столь же активно идёт реализация со складов длительного хранения, наследства ОВД.
Поставляется автоматическое оружие и стрелковые боеприпасы, бронетехника и комплектующие, противотанковые гранатомёты и реактивные снаряды, различные мины и взрывчатые вещества советского стандарта.
Но армии США, Саудовской Аравии и ОАЭ не используют данное оружие. Зато его используют сирийские антиправительственные боевики и просаудовские коллаборационисты в Йемене, с ужасающими гуманитарными последствиями в обеих изнемогающих странах. По сути, огневая мощь сирийских джихадистов и йеменских хадистов во многом обусловлена болгарским и сербским военторгом!
В Сирийской Арабской Республике подобный бизнес несёт прямую и явную угрозу для жизни российских военнослужащих из Центра по примирению враждующих сторон и сотрудников военной полиции РФ.
Балканские производители и реализаторы оружия обязаны знать, кто и как использует их поставки. В том числе против мирного населения Сирии и Йемена и против российских военнослужащих. Данная продукция в любом случае подвергается тщательному экспортному контролю и сертификации. Её конечный пользователь является секретом Полишинеля, хотя едва ли слышал о данном персонаже.
Системность и масштабы оружейных потоков из Сербии и Болгарии в горячие точки Ближнего Востока нивелируют просьбы о помощи к «старшему брату».
Россия готова простить финансовый ущерб от гуттаперчевой близорукости младших партнёров (чего никогда не простит лучезарный Запад, скорее заставит платить и каяться с большими процентами).
Россия готова понять дипломатическую нерешительность соискателей поддержки – касательно признания Крыма неотъемлемой частью РФ, суверенитета Абхазии и Южной Осетии, санкционных ужимок и т.п.
Но поставки смертоносных гостинцев врагам РФ и всей цивилизации, милитаристское обеспечение отъявленных террористов выше порога доброжелательного всепрощения и одностороннего «братства».
ПОДЕЛИТЬСЯ: