
Штат Западная Австралия занимает площадь 2.6 млн. км2 – гораздо больше любой европейской страны, за исключением России. Его населяет всего 2.6 млн. человек, что сравнимо с миниатюрной Литвой. Гигантские пустынные просторы активно осваиваются только последнее столетие, в 1920 году жителей штата было всего 260 тысяч. Сейчас каждый из них в среднем богаче другого австралийца в 1.3 раза, а усредненного европейца – вдвое.
У богатых, как известно, свои причуды. Для Western Australia они нашлись в энергетической области.
Благосостояние региона базируется на разработке полезных ископаемых – нефти и газа, золота и железа, алюминия, никеля и множества других элементов таблицы Менделеева. Главным образом добыча отправляется на экспорт, процентов на 20 используется для австралийских нужд. Залежи разбросаны на огромной территории, столичный Перт выполняет роль единственного лагеря старателей и прочего персонала. Приморскую агломерацию населяет 2.2 миллиона западных австралийцев! Остальные городки, порты и перевалочные пункты находятся далеко, скромны в масштабах и для светлого «зелёного» будущего малозначимы.
Гораздо интереснее перевести на возобновляемую энергетику крупный мегаполис в развитой стране с добывающей промышленностью. При этом экспериментальная площадка изолирована от притока энергии извне. Колоссальные размеры австралийского континента, инфраструктурный задел XX века, обилие минеральных ресурсов в штате сделали бессмысленным строительство магистральных ЛЭП (и прочих энергомостов) для связи с другими регионами.
В энергетическом смысле Западная Австралия является островом.
Важно отметить, что чистая энергетика Западной Австралии зародилась на бытовом уровне – установкой фотопанелей на крыши личных и общественных зданий. Благо 320 солнечных дней в году и государственные льготы позволяли уверенно смотреть в завтрашний день бесплатных киловатт. Согласно официальной статистике, на балансе штата имеются следующие мощности для промышленного производства электричества:
4.550 МВт газовых станций всех типов;
2.300 МВт различных угольных станций;
450 МВт ветрогенераторов;
30 МВт ГЭС и столько же крупных солнечных станций.
Электростанции и распределительные сети Западной Австралии находятся в руках государства, альтернативные источники, которые могут обеспечить 2-3% потребностей Перта и окрестностей в электроэнергии, централизовано не развивались ввиду колоссальных сложностей с балансировкой энергопотоков.
При этом децентрализованную установку солнечных панелей (на крышах частных домовладений) государство запрещать (или хотя бы регулировать) не стало. Что и вызвало серьезнейшие проблемы, из-за резкого увеличения количества фотоэлектрических преобразователей на компактной площади столичного округа.
Суммарная мощность личных фотопанелей жителей Западной Австралии превысила 1.300 МВт, они установлены примерно в 30% домовладений.
Всего 15 альтернативных процентов (от газовых и угольных станций) спровоцировали пагубные последствия для стабильности всей энергосистемы штата ввиду сезонных и суточных перепадов такой генерации.
Вместо победных докладов об успешном достижении безуглеродных вершин профильные чиновники бьют в набат, аккуратно подбирая выражения:
«Мы начинаем беспокоиться о ясных прохладных днях, когда в сети возникает избыток электричества… нашей системе нужна гибкость, нужна интеграция фотоэнергии и новые способы её хранить. Пока что единственная возможность управлять солнечной энергией – заглушать угольные и газовые станции, но они основа всей системы и таких режимов не предусматривают!
Если ничего не предпринимать, уже с 2022 года возникнет опасность отключения всего Перта от электричества из-за системных перегрузок…», – заявляет О.Зибельман, директор государственного оператора энергорынка всей Австралии AEMO.
«За последние 12 месяцев мы зафиксировали убытки в размере 657 млн. $ ввиду рыночных изменений… угольная и газовая генерация стабильно работали более 100 лет, теперь наступают непростые времена…», – констатирует Дж.Уотерс, директор государственной компании «Синергия» по производству традиционных мегаватт.
«Правительство штата ищет решение в условиях перемен энергопотребностей, следует преобразовать нашу систему… Возможны инвестиции в устройства аккумуляции электричества, либо оптимизация старых станций, либо запрещение подачи солнечных киловатт в сеть при их перепроизводстве…», – объясняет Б.Джонстон, министр энергетики Западной Австралии.
Пусть эмпирическим путём, но точно установлено – работу солнечной и ветровой энергетики необходимо дублировать объектами традиционной генерации на 70-85%. Иначе суточно-сезонные дисбалансы обрушат всю систему с дикими расходами на восстановление.
На нынешнем технологическом этапе развития аккумуляция избыточной «зелёной» энергии аналогична использованию телескопа «Хаббл» для забивания свай. Т.е. в принципе возможна, но вопиюще нерациональна.
Западная Австралия – прекрасный пример бездумного внедрения «зелёной» альтернативы на протяжении всего восьми лет. За этот срок розничная стоимость местного киловатта выросла в два раза, через два года возможны масштабные блэкауты, крупные инвестиции в переделку энергосистемы необходимы ещё вчера. Такого чистого будущего ожидали владельцы сверкающих крыш и ветряных мельниц?
К сожалению, любая альтернативная энергетика пока паразитирует на традиционной и живёт только за счёт государственных дотаций. Да ещё отравляет своих доноров впрысками медийного яда – в дополнение к собственному токсичному воздействию на базовые потребности людей.
ПОДЕЛИТЬСЯ: