
…оформлен двусторонним соглашением между американскими властями и запрещённым в РФ движением «Талибан». С потрясающей откровенностью официальное правительство Афганистана и весь блок НАТО к достигнутым договорённостям не причастны. Хотя именно альянс проводит в горной стране операцию «решительной поддержки» действующего правительства шестой год подряд.
Операция заканчивается классической фразой «Всем спасибо, все свободны!» Фраза имеет явный американский акцент и вызывает вьетнамские воспоминания.
США проиграли афганскую войну ещё на пике однополярных иллюзий. Перед нынешней администрацией Белого дома стояла задача уйти из «бесполезных гор, где сплошные расходы и нет никакого богатства!!» Причём задача была чётко сформулирована и включена в список предвыборных обещаний Дональда Трампа. Решение имело привычные MAGA-странности и тактические загогулины, но всё же состоялось.
С 2017 года численность американских и натовских сил в Афганистане увеличивалась, параллельно с активизацией политического диалога в Дохе. Избавившись от угрозы импичмента, посрамив расследования спецпрокуроров и добившись свары внутриполитических конкурентов, команда Трампа договорилась с «Талибаном» о прекращении иностранного присутствия. Движение, браво разгромленное ковбоем Бушем ещё в 2002 году, обрело легитимный статус и находится на подъёме своих военно-политических возможностей.
В ближайшие 4 месяца контингент U.S. Army в Афганистане сократится с 12 до 8.6 тыс. человек. Одновременно наказ «Go Home!» получили союзники по НАТО и партнёры вне НАТО. Никаких коллективных решений – только коллективная дисциплина, полное доверие и вклады 2% ВВП! К сентябрю 2021 года весь военный и гражданский персонал западных стран должен решительно покинуть Афганистан, бурно поддерживая данную прогрессивную инициативу.
Для инициативы потребовалось восемнадцать лет кровавой оккупации, тысячи убитых среди своих и десятки тысяч среди афганцев.
Потребовались ассигнования в объёме двух триллионов долларов, что равносильно объёму афганской экономики за… 110 лет!
Потребовалась маскировка слишком громких коррупционных скандалов, ныне благополучно похороненных.
Потребовался рост производства афганских наркотиков в 30-40 раз и симметричный шквал проблем во всех странах, причастных к наркотрафику.
Потребовались десятилетия медийного убеждения в духе «Широко шагает демократический Афганистан!»
Пока не дошагали до соглашения в катарской Дохе, в последний день зимы 2020 года.
Обязательства движения «Талибан» в рамках мирного прорыва крайне лаконичны:
«Ты, пожалуйста, того… не безобразничай, ладно? Пока мы здесь, хорошо?»
Никакого разоружения или размежевания, никаких наблюдателей, мониторинга и даже уважения к результатам недавно проведённым под эгидой НАТО выборов.
Талибы должны воздержаться от слишком резонансных атак против западных интервентов и местных властей. Дабы первые ушли, сохранив политические лица – а вторые, как минимум, поделились властными полномочиями. Формат дальнейшего урегулирования вообще не прописан, «Талибан» даже не признал полномочия нынешнего руководства!
Движение намерено бороться с радикальным джихадизмом и наркобизнесом – исходя из собственных (в том числе догматических) интересов. Намерено добиться международного признания и прекратить внутриафганское насилие. Собственно, в начале века оно почти прекратилось, когда талибы добивали Северный альянс. Ассоциации с прошлым весьма неприятны для нынешних кабульских и губернских чиновников.
Ключевыми вопросами афганского будущего и региональной безопасности представляются два. Выдержит ли «Талибан» испытание медными трубами долгожданной победы и смогут ли сопредельные страны наладить эффективное взаимодействие…
Не будем лукавить – с новым руководством Афганистана, теперь без поддержки иностранных штыков и западной коррупции. Если не в этом году, то к осени 2021.
ПОДЕЛИТЬСЯ: